Мистическая история уголков столицы Киевской Руси
|
Тема: Мистика и реальность
Почти в каждой местности существует своя Лысая гора. В одном только Киеве их насчитывается несколько штук. Но речь пойдет именно о той, что расположена в столице между нынешним проспектом Науки, Надднепрянским шоссе и Теличкой, и окутана ореолом как мистической, так и дурной славы…
Издревле любые возвышенности были у славян местом поклонения их богам. Обычно деревья, росшие на вершинах гор или холмов, вырубали и выжигали, а впоследствии на открытых площадках устраивали капища. Отсюда и пошло название «Лысая».
Киевская Лысая гора до сих пор считается местом загадочным, да и отчасти зловещим, и притягивает к себе различных ролевиков-реконструкторов, а также мистиков-магов, бродящих по окрестностям в поисках так называемых мест Силы. То, что еще в давние времена селились здесь волхвы – факт известный. Говорят, жил на киевских горах старец Чур, предсказавший князю Олегу смерть от коня своего, а Святославу – гибель на днепровских порогах. Уж, не на нашей ли Лысой горе обитал волхв? Кто знает…
Сама же гора вдоль и попрек испещрена подземными ходами и пещерами, которые вроде бы начали возводить еще волхвы, а продолжили за них разбойники. Когда же гора была отдана Печерскому монастырю, то, соответственно, монахи сеть ходов расширили. Но сокровища, якобы спрятанные еще волхвами, сознание людей таки будоражат. Ходят слухи даже о целом подземном городе с секретными лабораториями, появившимися в советские времена. Говорят о каком-то странном ретрансляторе, излучающем огромную энергию, и открывающем дверь в иные миры. Но так говорят.
Однако ученым известно, что в районе Лысой Горы делали стоянки еще кроманьонские люди для ритуальных целей. Известный историк Эдуард Мюле в своей работе «К вопросу о начале Киева» говорит, что на Лысой горе имелось поселение в IX-X веках. А, по мнению его коллеги Лебедева, его мог основать Олег, который предпочел поселиться в собственном замке, а не в завоеванном им замке полян. После того как господство новой династии укрепилось, и княжеская резиденция во времена Ольги разместилась на Старокиевской горе, поселение на Лысой утратило свое значение.
В целях обороны
Формирование комплекса фортификационных сооружений Киевской крепости началось в первые годы XVIII ст. Тогда же появилась идея возвести вокруг города целых 24 форта. Общественность возмутилась, и план по укреплению Киева до конца не осуществили. Но один из фортов таки построили – на Лысой горе.
В 1872 году под руководством генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена начались строительные работы, а завершились они во второй половине XIX ст. В итоге крепость представляла собой сложную систему бастионов, равелинов, туннелей, люнетов, ретраншементов и прочего. Земляные валы достигали 10-12 метров высоты и были насквозь прорезаны паттернами – длинными туннелями, выложенными кирпичом и закрытые с обеих сторон решетками. В казармах могли разместиться несколько тысяч солдат. Но форт был не так прост. В нем имелись подземные резервуары, куда заканчивалась вода из Днепра и собиралась дождевая влага при помощи системы колодцев. Планировалось, что в случае захвата подземелий крепости врагом она должна быть затоплена вместе с неприятелем. Потому-то и план крепости держался в строжайшей тайне. В мирное время тому, кто откроет его противнику, грозила ссылка в Сибирь, а в военное время – расстрел. По некоторым слухам, крепостные, которые работали на строительстве, были брошены живьем в колодцы для того, чтобы они не выдали тайну плана форта. Некоторые исследователи считают, что сделано это было по приказу князя Меньшикова. Вот тогда-то, предположительно, и была массово осквернена лысогорская земля невинной человеческой жертвой.
Хотя Киевская крепость строилась как военно-оборонный комплекс на протяжении двухсот лет, поучаствовать в войне ей так и не удалось. Шаг за шагом форт превращался в тыловую базу действующих армий. Именно по этой причине в 1897 году Лысогорская цитадель получила статус «крепости-склада ІІІ разряда». Одно время здесь даже хранили пироксилин – очень сильное взрывчатое вещество. А город пребывал в неведении, не подозревая, что живет «на пороховой бочке».
Гора смерти
Вначале XX века киевский оборонительный комплекс стал использоваться в качестве тюрьмы. Например, в Косом капонире Госпитального укрепления Новопечерской крепости содержали политических заключённых, а Лысогорский форт, что был на удалении от жилых кварталов, стал местом казни государственных преступников. В 1906 году там установили виселицы, в течение 11 лет более 200 человек распрощались со своими жизнями. До сих пор в подземных казематах форта сохранились выцарапанные на кирпиче проклятия в адрес палачей.
Итак, 24 сентября 1911 года черная карета везла в последний путь убийцу премьер-министра Петра Столыпина Дмитрия Богрова. Поскольку казненные были лишены на христианское погребение, палач закапывал их тела недалеко от виселицы. А по тому месту, где похоронили Багрова, даже прогнали роту солдат. Не потому ли на Лысой горе водится куча всякой чертовщины? Непогребенные толком тела, неупокоенные души…
Особый интерес вызывает распоряжение начальника крепости, потому как многие солдаты были суеверны, а сама гора считалась местом сборища бесовщины. Инструкция гласила: «Перед выходом в караул офицер обязан предупреждать солдата, чтоб он не смущался непонятных шумов – то всего лишь порывы ветра и крики ночных птиц...» Стоять на часах во все времена было страшно и скучно, особенно ночью. И многие солдаты оставляли свои «автографы» на стенах. На старой кирпичной кладке можно найти много выцарапанных надписей с использованием старого «Ъ», названиями губерний, уездов, имен и дат.
Кстати, молодой боец Киевского караульного полка в период гражданской войны Константин Паустовский, ставший известным советским писателем, также нес охранную службу «где-то за Байковым кладбищем». Так что вполне вероятно, что служить ему пришлось в этом самом Лысогорском форте.
Все те же на манеже
В советские же времена на Лысой горе все также хозяйничали военные. В 30-ые годы прошлого гору превратили в подземный военный завод. А во время немецкой оккупации в этом подземном заводе разместили базу танков «Тигр». Кстати, возвращаясь к вопросу о чертовщинке. Исследователи говорят, что сталкивались с рапортами немецких солдат, в которых описывали свои встречи на горе с необычными феноменами. Да и что примечательно – немцы ведь сдали гору быстро, почти без боя. После же окончания войны на Лысой горе обосновалась военная ракетная часть и располагалась там до 1985 года, когда гора была превращена в Природный парк. До сих пор сохранились служебные постройки, стены которых сегодня изрисованы сатанинскими символами.
Тайны Лысой горы.Часть II
Чем Лысая гора заслужила славу недоброго места? Точно ответить на этот вопрос несколько проблематично. Во всяком случае, на Лысой горе не раз были зафиксированы случаи самоубийств. Но что бы там не происходило, люди, побывавшие хотя бы однажды на горе, утверждают, что у нее особая энергетика.
Обитель нечистой силы
В народе Лысую гору разделяют на три части. Первая – это Русалочий яр. Он назван так из-за расположенного в нем озера, в котором по поверьям обитают русалки. Вторая – это Ведьминский яр. Там якобы еще в старые времена стали собираться на свои черные мессы поклонники культа дьявола. Впрочем, по некоторой информации, делают они это до сих пор, хотя официально Лысая гора объявлена ландшафтным парком, в котором запрещено разводить костры. И, наконец, самая большая часть горы – Мертвецкая роща. В этой части обнаружены неизвестные захоронения прошлых веков.
А еще суеверные люди утверждают, что видели на Лысой горе и русалок, и передвигающиеся деревья. Если учесть то, что пребывание на горе без горячительных напитков либо «травы» никогда не обходится, то нетрудно «увидеть» и троллей, и гоблинов, и эльфов с орками. Собственно, так называемые толкиенисты как раз там и разыгрывают свои бои. Автор этих строк сам бывал не раз на Лысой горе, и поверьте, ничего сверхъестественного не встречал. Хотя, признаться, порой и накатывали приступы необъяснимого страха.
Что же касается разных ритуалов, то долго ходили слухи о построенном капище последователями славянского язычества. И находились даже очевидцы, видевшие его своими собственными глазами. Хотя Владимир Куровский, верховный волхв и глава языческой общины «Родове Вогнище Рідної Віри» утверждает, что к капищу они никакого отношения не имеют. Да мало ли чьих рук это дело! В последнее время вообще расплодилось весьма много неоязычников.
Броккен местного значения
И, тем не менее, стоит вспомнить легенды о ведьминских шабашах в Вальпургиеву ночь или как ее еще называют Майский Канун. Ведь именно туда летала Булгаковская Маргарита. Западные колдуны и ведьмы отмечают этот праздник на горе Броккен в Германии. А, нам, славян далеко ходить не надо – у нас под боком свой Броккен.
Например, историк и фольклорист Александр Афанасьев, известный как издатель народных русских сказок, в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» говорит, что в шабаше на Лысой горе участвовали не только ведьмы, но и давно умершие развратные женщины. Ведьме положено было явиться вместе со своим любовником-чертом. На ведьминской поляне их уже поджидал сатана, важно и торжественно восседающий на высоком стуле или на большом каменном столе. С другой стороны, западные черные маги XVII-XVIII были убеждены в том, что дьявол лично посещает от силы два-три самых важных шабаша. Так что еще неизвестно, кто ж на самом деле скрывался под личиной сатаны на нашей Лысой горе. Но это «лирическое» отступление от темы. Все участники уважительно здоровались с Хозяином, преклонив колени. После этого докладывали, какого зла они натворили за весь прошедший год, и сговаривались на новые козни. Если дьявол был недоволен, то бил виновных и лягал копытами.
А после при свете факелов, зажженных от пламени, которое само собой возгоралось между рогами большого жертвенного козла, ведьмы приступали к пиршеству. Они с жадностью пожирали конское мясо и другие яства, но без хлеба и соли. Вино не употребляли, потому что вместе с хлебом и солью вино, вообще считающееся кровью Христа, благословляется во время церковных богослужений. Пили пиво и медовуху из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начиналась бешеная пляска под звуки, мягко говоря, необыкновенной музыки.
Музыканты обычно сидели на дереве. Вместо волынок или скрипок они играли опять таки на лошадиных головах, а дудки и смычки заменялись простыми палки или кошачьими хвостами. Каждая ведьма, взявшись за руки со своим чертом, вертелась и прыгала в хороводе. Утром же на местах плясок на траве находили следы коровьих и козьих копыт. Но не дай Бог, стать случайным свидетелем шабаша! Его увлекали в вихрь плясок, чтобы закружить до смерти, если он не успеет призвать имя Божие. Успеет – и вся нечисть мгновенно исчезнет. Даже сейчас оккультисты, практикующие черную магию и прочие дьявольские «фишки» настоятельно советуют держаться подальше от недобрых мест в Вальпургиеву ночь. А то ведь «чикнут» жертвенным ножом по горлу – и конец.
После пляски сжигали черного жертвенного козла. Его пепел делили между собой все собравшиеся ведьмы, чтобы с его помощью причинять людям разные беды. Иногда вместо черного козла в жертву Сатане приносили черного быка или черную корову.
Затем костер и пламя факелов одновременно гасли, и тогда начиналась оргия. На рассвете все ведьмы улетали домой на тех же транспортных средствах, что и прилетали, то бишь на метлах, и той же дорогой, что и добирались на шабаш.
На сегодняшний день описание ведьминского шабаша похоже более на сказку, нежели на быль. Но и народ свой эпос просто так не выдумывает. И существование сатанистов с их ритуалами ставить под сомнение никак нельзя. И факт, что на Лысой горе творились и «поганые» дела, неоспорим, поскольку в нечисть можно и не верить, а в преступность приходится. Во всяком случае, мои знакомые, проведшие ночь в полнолуние на Лысой горе, в один голос говорят, что им было очень и очень страшно.
Стало быть, если рассматривать Лысую гору в качестве древнего кладбища, то всякие странные явления объяснить весьма просто. Разве дадут мертвые спокойно разгуливать по своей территории?.
Гесер
|